Знаю, откуда миф о богатстве евреев.
Евреи платят за все.
Станислав Ежи Лец
Самодержавие в последние десятилетия своего существования готовило к революции все слои русского народа – крестьянство, рабочих, буржуазию, интеллигенцию, даже часть помещиков. Главным методом было упорное сопротивление режима любым переменам в общественно-политическом устройстве страны. Тем более это относится к евреям, которых самодержавие, при мощной поддержке черносотенных кругов, буквально заталкивало в революционное движение. Как это происходило, я и постараюсь хотя бы пунктирно очертить в настоящей статье. Для начала приведу три сформулированных мной русско-еврейских закона, которыми определялась жизнь евреев в Российской империи.
Первый русско-еврейский закон: что бы ни произошло, еврей должен терпеть и не "возникать".
Второй закон: русский народ ни в чем не виноват; во всем плохом, что в империи случается, виноваты евреи. Примечание: в связи с резко сократившимся в последние 10-15 лет поголовьем евреев в России, вместо них виноватыми могут быть назначены лица кавказской, среднеазиатской или еще какой-нибудь некоренной национальности.
Третий закон: если преступление совершили русские, наказанию подлежат преступники; если в преступлении замешан хотя бы один еврей, наказанию подлежат все евреи.
Многообещающее начало
Значительные массы евреев впервые оказались в пределах Российской империи в результате трех разделов Польши – в 1772, 1793 и 1795 годах, в царствование Екатерины II. Это может показаться невероятным, но Россия была первой в Европе страной, где евреи были уравнены в правах с христианами. Об этом говорилось в правительственном Манифесте 1772 года и в ряде законодательных актов 1772-1785 годов. Ну, так Екатерина и крепостных готова была освободить. Но окружение брало свое. Уже в 1791 году московские купцы подали государыне жалобу, в которой их еврейские "коллеги" обвинялись во всех смертных грехах. Почему, понятно – с ними трудно было конкурировать. При проверке подтвердилась только одна их "вина" – они стали разносить товары по домам. Но доводы евреев в расчет не принимались, то есть здесь мы уже можем видеть зарождение Первого русско-еврейского закона. По рекомендации президента Коммерц-коллегии графа А.Р. Воронцова, рассматривавшего жалобу, советом государыни был издан указ о недозволении евреям записываться в купцы внутренних губерний. Тем самым было положено начало черте оседлости – этому невиданному по своим размерам гетто, этому самому тяжкому и ненавистному стеснению прав евреев, сохранявшемуся вплоть до революции 1917 года.
В 1800 году, при Павле I, в Белоруссию разбираться с причинами возникшего там сильного голода среди крестьян был послан сенатор Гаврила Романович Державин. По возвращении он составил отчет, из которого следовало, что причиной голода является неумеренное пропойство крестьян. Курят вино и спаивают крестьян, честно писал поэт-сенатор, все: владельцы земель – помещики, шляхта, попы, монахи и жиды. Но... этот отчет остался частным мнением автора, а в качестве официального он представил другой отчет, где честный поэт-сенатор, в угоду своему непосредственному начальнику генерал-прокурору Сената Обольянинову, львиную долю вины за спаивание крестьян возложил на евреев. Это уже действует Второй русско-еврейский закон.